Выпуск № 83

Скачать выпуск

Дороги. Есть ли шансы сделать их лучше?

С приходом дождливой погоды сельчане в очередной раз задаются вопросом, когда будут делать капитальный ремонт дорог в нашем сельском округе.

Недавно в Новороссийске прошли общественные слушания по теме ремонта общегородских дорог. Тема для города и пригородов актуальная и болезненная, несмотря на то что ежегодно на финансирование этой сферы идут значительные средства.

К сожалению, от нашего сельского округа был всего один лишь житель, в то время как от станицы Раевской, Восточного и Южного районов пришло много активистов. Отметим, что количество жителей, которые присутствуют на таких мероприятиях, для власти определенный маркер, говорящий о степени социального недовольства по той или иной проблеме.

Судя по активности наших сельчан, в сельском округе Абрау-Дюрсо особых проблем с дорогами нет.

— В рамках программы «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году на территории сельского округа были проведены основные работы, — поясняет глава сельского округа Ольга Котляр. — Были отремонтированы ул. Промышленная и ул. Октябрьская. Конечно, у жителей возникали тогда вопросы, почему не были сделаны ливнеперехваты и ливневки на этих улицах.

Как пояснили нам специалисты управления транспорта и дорожного хозяйства, работы были проведены по ремонту существующего полотна. Для того чтобы были проделаны вышеназванные работы, нужна реконструкция дороги. А это ведет к существенному удорожанию работ, так как для реконструкции нужно сделать проект. В 2022 году в рамках этой же программы было отремонтировано 800 метров асфальтового полотна по ул. Гладкова.

—  Каким образом выстраиваются приоритеты этой программы, почему не каждый год попадают в нее дороги нашего сельского округа?

—  Список этой долгосрочной программы формировался несколько лет назад, причем утверждался он на федеральном уровне. Корректировки по объектам возможны, но принимаются они только при наличии веских оснований. Приоритеты в первую очередь отдаются дорогам, которые являются маршрутами общественного и школьного транспорта, а также подъездным дорогам к соцобъектам. Именно по этой причине у нас была отремонтирована ул. Гладкова, по которой ходит школьный автобус.

—  При этом было заменено асфальтовое полотно у сливного озера.

—  Как раз этот участок вошел в программу по ремонту дорог внепланово. Но все мы помним, что после разлива озера ушла не только вода, но и асфальт вместе с ней. На дороге образовались большие ямы. Администрация города нашла возможность положить на этом участке новый асфальт, так как ездить там было просто невозможно.

—  Кроме капитального ремонта предусмотрен ямочный. Как у нас обстоят дела с этим вопросом?

—  Ямочный ремонт проходит ежегодно. Мы просим его проводить до начала туристического сезона, чтобы к приезду наших гостей дороги были в удовлетворительном состоянии.

Список дорог, где пройдет ямочный ремонт в 2023 году

1. Ул. Октябрьская (локально). 2. Дорога на Лиманчик, ведущая от шлюза до поворота на Круглое озеро. 3. Ул. Новая (от дома № 13 до дома № 29). 4. Ул. Мира, 22. 5. Ул. Чехова. 6. С. Большие Хутора, ул. Зеленая. 7. С. Большие Хутора, ул. Лунная.

Список дорог, которые грейдируют в 2023 году

1. Ул. Центральная. 2. Ул. Храбрая. 3. Ул. Петра Косенко. 4. Ул. Магистральная. 5. Ул. Обзорная (от дома № 23 до ул. Лазурной). 6. Ул. Алексея Чурилина. 7. С. Большие Хутора, ул. Свердлова (от ул. Майской до ул. Свердлова), ул. Свердлова, д.10, до ул. Лунной, д. 6/4. 8. С. Больше Хутора, ул. Лунная (прилегающие переулки, где нет асфальта).

—  Отмечу, что этот список планируемых работ может быть изменен в течение года, — пояснила Ольга Игоревна. — Например, во время пандемии в 2021 году бюджет был секвестирован, ­какие-то объекты перешли в план работ следующего года. Надеемся, что подобного не произойдет в этом году, но все-таки отмечаем этот нюанс.

Сделаю дополнение, что жители могут также обращаться в администрацию села по поводу грейдирования дорог. Мы тесно сотрудничаем с депутатом городской думы Андреем Ермаковым, который часто в течение года выделяет технику для грейдирования дорог нашего сельского округа и Глебовского.

—  Жители села часто задают вопрос и о тротуарах, появятся ли у нас новые?

—  Уже сегодня силами муниципалитета проводятся работы по прокладке тротуара на ул. Октябрьской (от ул. Горького до ул. Октябрьской). Жители этого района давно просили его там проложить. После того как работы будут закончены, мы будем ходатайствовать о пешеходном переходе, который, конечно, необходим в этом районе, чтобы перейти с тротуара с одной стороны улицы на другую. Иначе все будут перебегать дорогу.

Уже сделаны два тротуара силами ТОСов № 47 и № 45. Один — на дамбе в Больших Хуторах, второй — на «Горке», на ул. Новой, в районе домов 27–29. Также при поддержке Фонда развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо» ТОСом № 46 будет сделан тротуар в Дюрсо, на ул. Свободы (от остановки до кладбища).

—  В списке дорог, подлежащих грейдированию, есть и ул. Лунная. Жители давно просят, чтобы по этой улице запустили общественный транспорт. Есть подвижки в этом вопросе?

—  Запустить общественный транспорт при таком состоянии дороги невозможно. Кроме этого, она не соответствует нормативам, устанавливаемым для дорог, по которым ходят автобусы и маршрутки. Дорога должна быть шире и обустроена тротуарами, парковочными карманами и остановочными комплексами.

Мы понимаем, что в перспективе ­все-таки должно все сложиться именно так, как просят жители. Что для этого необходимо сделать? Нужно провести капитальный ремонт и реконструкцию этой дороги. Управление транспорта и дорожного хозяйства просчитали стоимость проекта для проведения этих работ.

Только проектирование работ потребует 12 миллионов рублей. Сам капитальный ремонт, думаю, будет по стоимости равен ремонту ул. Чапаевой в Борисовке. Насколько известно, из бюджета Краснодарского края на эти цели было выделено почти 70 миллионов рублей.

От редакции. Уважаемые читатели! Обращаем ваше внимание на то, что администрация села каждый год подает списки дорог, которые нуждаются в капитальном ремонте. Но так как бюджеты города, края и федерации имеют свои лимиты, то, конечно, все пожелания не могут быть удовлетворены.

Какой же выход? Писать коллективные обращения от жителей села с подписями. Чем больше будет подобных обращений, тем больше вероятность того, что в итоге ваши настойчивость и активность будут вознаграждены конкретными делами.

Уважаемые читатели! Сегодня мы сделали акцент на программе «Безопасные и качественные дороги», но есть еще и муниципальная программа по ремонту дорог. О ней мы расскажем в одном из ближайших номеров. Следите за нашими новостями.

Лиана Гиль. Фото Натальи Плаксиной.

«Стихийная парковка сидит в печенках!»

Читатели газеты пожаловались на автомобилистов, которые паркуют машины на ул. Ленина, в районе дома № 6, у гаражей и сараев местных жителей.

— Это автомобили строителей, которые приезжают на работу на стройку, что уже несколько лет идет в конце нашей улицы, — пояснила жительница Абрау-Дюрсо Марина Куценко. — Проблема в последнее время приобретает конфликтный характер, поэтому мы, местные жители, решили обратиться в газету. Переговоры с водителями этих припаркованных машин ни к чему не приводят.

Мы просили их не ставить машины у наших сараев и гаражей, но в ответ получаем хамские ответы.

Корреспонденты вышли на место, о котором рассказала местная жительница. Перед гаражами и сараями действительно кучно стоят автомобили.

— Мне не единожды подпирали двери гаража, — поясняет Марина Куценко. — Опаздывала из-за этого на работу. В таких ситуациях приходится бежать на стройку и просить отогнать машину, но не всегда водителя удается найти.

Однако знаков, которые запрещали бы парковку на данной территории, нет. И это место точно не является зеленой зоной, где по правилам дорожного движения парковка запрещена. Получается, что законных оснований для запрета парковки, к сожалению, нет. Значит, выход только один — договариваться со строителями по-хорошему.

Мы позвонили начальнику подрядной организации Андрею Панову, который руководит строительными работами. Руководитель внимательно выслушал все жалобы сельчан, пояснив, что сможет поговорить со своими сотрудниками по этому поводу. Но при этом четко дал понять, что не может гарантировать положительное решение вопроса.

—  Вы же понимаете, что ул. Ленина ничем не отличается от других улиц Новороссийска, — рассуждает Андрей Панов. — Если парковка не запрещена, то автомобилист может поставить свою машину на обочину улицы, главное, чтобы при этом его транспортное средство не мешало дорожному движению. Пообщаюсь на эту тему с сотрудниками, но поймите, что следить за данным вопросом у меня нет ни времени, ни полномочий.

—  Но, по словам местных жителей, у вас перед объектом строительства есть парковка для автомобилей.

—  Есть, но там вмещается пять-шесть машин, на большее она не рассчитана, поэтому тем, кто не успел занять место, приходится парковаться на ул. Ленина.

—  Еще один вопрос волнует жителей улицы — мусор, который остается на месте припаркованных машин…

—  У нас рядом с объектом строительства есть свой мусорный контейнер. Посудите сами, какой смысл водителю идти мимо него, чтобы выбросить мусор там, где он паркуется? Считаю, что эти обвинения беспочвенны.

Мы обратились к главе сельского округа Ольге Котляр с вопросом о принадлежности земельного участка перед сараями и гаражами собственников.

—  Земля перед хозпостройками принадлежит муниципалитету, — пояснила Ольга Котляр. — Однако, если жители хотят ее озеленить и благоустроить, то это не возбраняется. Главное, чтобы никто из соседей не был против такого решения. Можно даже поставить бордюры, которые будут ограждать зеленую зону.

Предлагаю вместе с жителями обсудить этот вопрос и выработать совместное решение. Кстати, и сами жители дома № 6 хотят именно так выйти из создавшейся ситуации. Они уже не раз высаживали саженцы на этой территории.

Однако кто-то вырывал их с корнем, не давая деревцам прижиться. Сейчас в очередной раз жители посадили саженцы, рассчитывая на благополучный исход этого дела.

Люди хотят, чтобы территория у дома была красивой и комфортной для проживания. И это вполне понятное желание каждого собственника, который заботится и ухаживает за прилегающей к дому территорией.

Лиана Гиль. Фото Натальи Плаксиной.

Почему двое суток не было воды?

Жителям «Горки» в Абрау-Дюрсо два дня привозили воду в цистернах.

Первый вопрос, который волновал всех жителей: в чем причина? Его мы и адресовали начальнику РЭС «Абрау-Дюрсо» МУП «Водоканал» Андрею Дьякову.

—  Все знают, что 25 февраля был сильный удар молнии, который вывел из строя технику у многих сельчан, — пояснил Андрей Иванович. — Пострадала и электролиния, которая питает водокачку «Заозерная». Естественно, насос перестал качать воду в резервуары.

В такие периоды подключается дизель-генератор, но его мощности не хватает, чтобы подать тот объем воды, который расходует население сельского округа.

Энергетики долго искали место аварии, чтобы устранить ее. И это объективно, так как установить локализацию не так-то просто. Ближе к вечеру аварию устранили и насос начал качать воду.

Большие Хутора и центр Абрау-Дюрсо получали воду, а на Горку она не поступала, так как резервуар, который подает воду на село, не мог наполниться. Система устроена так, что только при наполнении резервуара больше чем на 2/3 давление поднимет воду и в жилмассив «Горка».

—  В сельском чате некоторые жители выдвигают странные версии о том, что в сложившейся ситуации виноват завод игристых вин…

—  Никакой вины завода здесь нет. Вода из скважины в настоящее время подается в прежних объемах. Собственно, я пояснил причины отсутствия воды: это стечение обстоятельств, причиной которых был удар молнии.

О том, как устроена система подачи воды, мы задали вопрос депутату гордумы Андрею Ермакову, который 10 лет назад заведовал «Коммунальными системами» Абрау-Дюрсо.

В то время вся водопроводная система принадлежала ЗАО «Абрау-Дюрсо», но потом была передана МУП «Водоканал», который в настоящее время и является ресурсоснабжающей организацией.

—  Водокачка «Заозерная» принадлежит ЗАО «Абрау-Дюрсо» и подает воду на село и на завод игристых вин, — пояснил Андрей Геннадьевич. — Вода набирается в два резервуара: сельский и заводской. Так как водопотребление села гораздо больше, чем у завода, то и, естественно, расход воды из этого резервуара более интенсивный.

Следовательно, когда вода из резервуара, который питает населенный пункт, израсходована, завод игристых вин и все объекты, которые присоединены к этой ветке, обеспечены водой. Здесь нет ­каких-либо секретов и тайн, никто воду на село специально не перекрывает.

—  Не все сельчане знают, что сотрудники завода игристых вин не регулируют сельскую систему водоснабжения…

—  Завод не имеет никакого отношения к регулировке водопроводной системы. ЗАО «Абрау-Дюрсо» является поставщиком ресурса. Приведу в пример Новороссийск. Воду для города продает Троицкий групповой водопровод — ТГВ. А услуги населению за определенный тариф продает МУП «Водоканал». По аналогичному принципу работает и водопроводная система в Абрау-Дюрсо. Никаких секретов нет и в этом вопросе.

—  Знаю, что вы как депутат, а также Фонд развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо» тесно сотрудничаете с Водоканалом. — Более того, скажу, что мы с МУП «Водоканал» работаем в тесном тандеме. В понедельник на водопроводных сетях произошло три аварии, я выделил трактор для проведения необходимых работ. Если бы этого не было сделано, то бригаде пришлось бы ждать технику из Новороссийска.

Но надо понимать, что и там она задействована по полной. Уже не раз рассказывал, что Фонд развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо», учрежденный Борисом Титовым, выделяет ежегодно по 5 миллионов ТОСам на благоустройство территории. В числе выполняемых работ идет и замена наиболее аварийных участков водопровода.

Прошу жителей учитывать все эти факты, оперировать ими в дискуссиях, а не распространять беспочвенные слухи. Давайте будем слышать друг друга и уважать!

Лиана Гиль.

Алексей Семчев предотвратил ЧП

Заметив горящую газовую трубу, четвероклассник вызвал на место спасателей.

В  субботний день дети весело играли, поднявшись на  гору в районе «Горки». Оглушительный раскат грома, который напугал немалое количество горожан, заставил шумную ватагу ребят побежать с горы вниз, в центр села. А там школьники почувствовали сильный запах газа.

— И тут я увидел, что рядом с  парковкой горит труба, — рассказал нам ученик 4  «Б» класса школы № 30 Алексей Семчев. — Я сразу вспомнил: в школе на уроках по  безопасности нам рассказывали, что в случаях, когда кому-то угрожает опасность, надо звонить 911. Я и позвонил сразу, чтобы спасти наше Абрау-Дюрсо! Ведь газ и огонь — это очень опасно!

Мне сказали, что скоро приедут спасатели, и они, и правда, быстро приехали. Пожарные, прибывшие на место через несколько минут, сразу же вызвали аварийную газовую службу.

Как пояснила глава округа Абрау-Дюрсо Ольга Котляр, на газовой трубе в районе парковки на ул. Промышленной произошло нарушение герметичности во фланцевом соединении газовой трубы. Бригада газовиков произвела замену прокладки.

На месте аварии дежурил ПЧ Абрау-Дюрсо, спасотряд. Ситуация находится под контролем, жителям переживать не стоит. В районе проведения работ была отключена электроэнергия во избежание непредвиденных ситуаций.

А нам хочется выразить благодарность замечательным ребятам, которые живут в  Абрау-Дюрсо. Леша Семчев — ты молодец! Спасибо тебе большое за то, что вовремя сообщил о случившемся в спасательную службу.

Лиана Гиль. Фото Натальи Плаксиной.

Утечек будет меньше

Аварийный участок водопровода протяженностью 170 метров, который шел по дну сливного озера, заменили на новый.

Напомним, что в конце этого лета силами ЗАО «Абрау-Дюрсо» проводилась расчистка сливника от ила и отложений, которые были нанесены за долгие годы.

По дну сливного озера еще в 1970‑е годы был проложен магистральный водопровод, по которому вода подается на завод игристых вин и в наш населенный пункт. Именно при расчистке дна озера было обнаружено несколько утечек, через которые вода уходила в почву.

Обследование водопровода показало, что он находится в плачевном состоянии. Аварийные порывы отремонтировали, но никто не мог дать гарантию, что летом, в разгар сезона и повышенного водопотребления, утечки снова не появятся. Учредителям Фонда развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо» и основным акционером ГК «АбрауДюрсо» Борисом Титовым было принято решение о замене аварийного участка.

—  Старый участок демонтирован, а новый, протяженностью 170 метров, уже подключен, — пояснил начальник ООО «Абрау-Строй» Павел Лысков. — Отмечу, что дислокация новых веток (их две — одна на завод, вторая на село) изменена таким образом, что теперь даже в периоды полноводья можно будет при необходимости производить ремонтные работы. Но так как водопровод новый и прочный, таких ситуаций возникать не должно.

Лиана Гиль.

В Абрау-Дюрсо повышения цены на проезд не будет!

В городских пабликах появилась информация о том, что с 3 марта цена проезда и провоз багажа на городских маршрутах вырастет с 32 до 35 рублей.

Мы связались с начальником отдела пассажирских перевозок управления транспорта и дорожного хозяйства Андреем Бойко и спросили, ждать ли и жителям нашего сельского округа увеличения тарифа?

Андрей Юрьевич ответил, что нет. Так что автобусы и маршрутки № 102 будут перевозить пассажиров по прежней цене.

Полина Калашникова.

Что будет сделано ТОСом № 46 в 2023 году?

Председатель ТОСа Андрей Ермаков рассказал, какие работы запланированы.

—  В этом году бюджет, выделенный на  ТОС № 46, будет меньше, чем в прошлом, — пояснил Андрей Геннадьевич. — Напомню, у нас в селе три юридических ТОСа, которым Фонд развития села «Жизнь АбрауДюрсо», учрежденный Борисом Титовым, выделяет ежегодно по 5 миллионов рублей.

Но в этом году мы запланировали работы на меньшую сумму, так как ТОСу № 47 (Большие Хутора) потребовалось больше средств. Дело в том, что в Больших Хуторах остро стоит необходимость менять водопроводные сети.

Там есть участки, на которых нашей бригаде Водоканала то и дело приходится ликвидировать утечки. Чтобы решить вопрос кардинально, требуется замена аварийных участков водопровода.

Такой ремонт — очень дорогостоящий, поэтому на него уходит значительная часть из выделенных средств. Кстати, в прошлом году на территории ТОСа № 46 такой ремонт аварийных участков был выполнен на улицах Подгорной и Чехова.

—  Выполнение каких задач вы поставили на этот год?

—  На ул. Магистральной уже завезены лотки для того, чтобы доделать ливневку на этой улице. На днях на объекте были специалисты из управления гидротехнических сооружений и ливнеотведения, с ними все нюансы водоотведения были обговорены. В марте работы должны быть закончены.

В хуторе Дюрсо будет сделан тротуар длиной более 200 метров от остановки (где расположена новая детская площадка) до кладбища.

Также будет выполнен ремонт подпорной стены на ул. Туристической, на въезде в Абрау-Дюрсо. Она уже рассыпается, необходимо привести ее в порядок.

—  Будет ли выполнено ­где-либо освещение, многие жители жалуются на эту проблему…

—  Такие работы запланированы. На ул. Мира (район магазина), на ул. Промышленной, 18а, на ул. Октябрьской, 3 (6 светильников).

Уважаемые читатели! В следующем номере мы дадим списки работ по всем трем ТОСам. Следите за нашими новостями.

Лиана Гиль. Фото Натальи Плаксиной.

ЗАВОДная

Впервые оказавшись в Абрау-Дюрсо студенткой, Наталья Еремченко решила остаться здесь навсегда. Завод подарил дружбу, любовь, профессию и дважды исполнил заветную мечту многих девушек: побывать во Франции.

Многозадачность

Наталья Еремченко — невысокая, стройная, с модной короткой стрижкой и открытой улыбкой — очень напоминает подростка, которому все интересно и весь мир у его ног. Она не может сидеть на одном месте без дела, ведь энергию надо куда-то девать!

Каждый день с профессиональной легкостью Наталья решает десятки административных задач: проверяет готовность линии к розливу, наличие вспомогательных виноматериалов, оформляет готовую продукцию и документы для экспорта, который осуществляется в разные страны, финансы, бухгалтерия, управление персоналом — и это еще не весь список обязанностей начальника участка розлива игристых вин.

13 лет Наталья занимает эту должность, а на заводе работает без малого 23 года. Тогда, в 2000‑м, она, девушка-студентка, и подумать не могла, что «Абрау-Дюрсо» станет значительной частью ее жизни.

Любовь с первого взгляда

Наталья жила в Новороссийске. В 1998 г. поступила в политехнический институт Краснодара на факультет «Технология пищевого производства. Молоко и молочная продукция».

Учеба нравилась, пока не подружилась с девочкой из Абрау-Дюрсо, которая заочно училась на факультете виноделия и работала на заводе в родном селе. Летом по приглашению подруги Наталья приехала погостить в Абрау-Дюрсо. Несмотря на то что жила в городе-герое, никогда прежде там не бывала.

Девушка сразу же влюбилась в это чудесное место: озеро, лиманчик, виноградники, лес. Опьяненная окружающей красотой и рассказами о том, как хорошо на заводе, приняла решение перевестись на факультет виноделия, уйти на заочное отделение и начать работать на заводе.

Перемены Наталья оказалась смышленой, старательной, и вскоре ее назначили бригадиром в цех шампанизации. Работа была не такой радужной, как в рассказах, но она не унывала, тем более завод выделил комнату в правом крыле нынешнего отеля «Империал», где раньше располагалось заводское общежитие.

— Жили мы весело, несмотря на бытовые трудности, — с улыбкой вспоминает Наталья. — Начало 2000‑х: то воды не было, то отопления. Грелись обогревателями, мыться ходили летом на озеро. Иногда накатывала усталость и одолевало безденежье. Несколько раз Наталья подумывала уволиться: на заводе — разруха, заросшие паутиной тоннели, авансов нет, зарплату задерживают.

Но с очередной сменой руководства дела предприятия стали понемногу налаживаться. Началась модернизация производства, людям подняли зарплату, появилась надежда, что еще чуть-чуть — и завод «Абрау-Дюрсо» не только вернет, но и приумножит былую славу. Разве можно отказываться от возможности быть к этому причастной?

Наталью сначала перевели на работу в лабораторию, на должность инженерахимика, затем, в 2002 году, в цех шампанизации на должность инженера-технолога. Теоретические знания, получаемые в вузе, девушка с лихвой дополняла практикой, ведь на заводе хорошо развито наставничество, и старая гвардия неустанно делилась опытом с молодежью.

Служебный роман

«Абрау-Дюрсо» — это не только работа, это еще и праздники, и традиции.

— Одно из самых запоминающихся мероприятий было в 2000‑м. Тогда мы заложили миллион бутылок тиража. По традиции на последнюю бутылку завязали красный бант и отправили в тоннели на хранение, — вспоминает Наталья. — Отмечали в красном уголке. Накрыли столы, танцевали. Вообще, многие праздники так отмечали, ведь коллектив у нас дружный.

Один из таких корпоративов закончился для Натальи знакомством с будущим мужем Эдуардом, заводским слесарем. Молодые люди смеялись, танцевали, их служебный роман длится уже четверть века. Старшая дочь родилась у четы Еремченко в 2004 году. Едва девочке исполнилось 1,2 года, женщина вышла на работу.

— Смены нам с мужем ставили так, чтобы кто-то мог сидеть с дочкой. У нас всегда идут навстречу, если это не влияет на производственный процесс. И после рождения сына тоже рано из декрета вышла, тогда я уже возглавляла участок розлива.

Решения о раннем выходе из декрета были осознанными, и я о них не жалею. Дети у нас замечательные, увлеченные, самостоятельные, все свободное время мы совместно проводим: ездим в походы с палатками, ходим в кино. Да, я много работаю, но всегда стараюсь соблюсти баланс, чтобы не в ущерб семье.

Свой путь

Дочь Натальи Анна в прошлом году поступила в тот же вуз, что и ее мама ­когда-то, но на другой факультет. Девочка собиралась в медицинский, училась в профильном классе, углубленно изучая химию и биологию в одной из городских гимназий, но в ее судьбу вмешался турбизнес родного села: поработав летом на фуд-корте одного из ресторанов, она решила связать свое образование с организацией общественного питания.

— Мы не стали отговаривать. У каждого свой путь. Она с детства любила г о т о в и т ь . О д н о л е т о поработала официанткой, второе — на кухне ресторана «Шампань» и сейчас с огромным желанием и интересом получает высшее образование в  той сфере, которая по душе. Я по себе знаю, как важно заниматься тем, что нравится.

Сын Григорий — ученик нашей школы, занимается в футбольной группе, которая существует благодаря Фонду развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо».

Получается, что, действительно, завод — неотъемлемая часть жизни Натальи и ее семьи. До чего техника дошла! Чисто. В воздухе легкий аромат игристого. Из-за гула конвейерной ленты на участке розлива с трудом можно расслышать, что говорит собеседник.

Темные бутылки-близняшки толкаются стеклянными бочками: сполоснулись, наполнились холодным шипучим вином, температура которого –3 градуса, получили пробковые головные уборы, обсушились в струях теплого воздуха, обернули пробки, наклеили все необходимые этикетки, погрузились в картонные коробки и отправились дарить людям радость и хорошее настроение.

С виду — все просто, но ведь за всем этим стоят люди, техника без специалистов всего лишь набор деталей.

— Сейчас разливаем белое. Розовое льем в светлые бутылки, — рассказывает Наталья. — Помню, когда я в составе группы специалистов Абрау-Дюрсо во главе с основным акционером предприятия Борисом Юрьевичем Титовым была во Франции в известных на весь мир шампанских домах, была поражена тем, как у них все устроено.

Мало людей — много техники, все просчитано, продумано. Даже в тоннелях тогда, в 2008 году, у французов роботы работали. Сегодня наш завод имеет прекрасное современное оборудование. Работать стало значительно легче, но все же людей не заменит никто. Так что считаю: наше игристое более душевное, потому что оно знает тепло человеческих рук.

Универсальные заводчане

Рабочий день начальника участка розлива — с 8.00 до 17.00. Бывает, что приходится задерживаться допоздна, выходить на подмену сотрудников ночью, но Наталья относится к этому легко: надо значит надо.

Если линия встала по  какой-то причине, это не значит, что все идут домой, это значит, что люди перераспределяются на соседние участки, а потом решают, когда выйти дополнительно, чтобы догнать график и выполнить производственный план.

— За 20 с  лишним лет на заводе мне приходилось работать практически на всех участках цеха шампанизации. И это нормально. Один год даже удалось поработать и принять участие в сезоне по переработке винограда. Мы все тут универсалы. Живем нашим детищем, ведь вино, как ребенок: чтобы радовало, надо вложить в него много сил, времени, знаний. Мне повезло в жизни. Есть и семья, и любимая работа, и возможность все совмещать.

Полина Калашникова. Фото Натальи Плаксиной.

03 марта 2023

Другие выпуски