6 мая 2022, Пятница
В этом номере:
Поздравляю с Днем Великой Победы!
Дорогие жители Абрау-Дюрсо! Примите самые искренние и теплые поздравления со всенародным праздником — Днем Победы в Великой Отечественной войне!
Сколько бы лет ни прошло с мая 45‑го, мы всегда будем помнить о тех страшных событиях. Этот праздник, одновременно светлый и радостный, но и очень печальный, навсегда останется в истории нашей страны. И нет семьи, которой в этот день нечего вспомнить.
Например, мой дед, Борис Павлович Титов трудился терапевтом в Москве. «Врач врачей» — лечил Боткина и других известных медиков. А в войну работал врачом авиации и спасал раненых.
Дед по материнской линии, Яков Моисеевич Мазур, был комендантом эвакуационных поездов. Бабушка и мама прошли всю ленинградскую блокаду. В каждой семье — свои герои и свои воспоминания.
Во время войны в Новороссийске и пригородах шли ожесточенные бои. Абрау-Дюрсо было тоже оккупировано. Во время сражений и само село, и завод шампанских вин были подвергнуты большим разрушениям. Многие из вас знают о том, что здесь происходило по рассказам родных, которые видели все своими глазами.
И эту память нужно беречь! Пусть любовь к Родине никогда не покинет нас!
В честь праздника по доброй традиции Фонд развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо» подарил 370 продовольственных наборов жителям сельских округов Абрау-Дюрсо и Глебовского.
В продуктовый набор вошли мясные деликатесы ржевской птицефабрики «Дантон-птицепром».
Отмечу, что одним из приоритетных направлений для нас является оказание поддержки семьям ветеранов, бывшим малолетним узникам и детям войны, а также многодетным семьям, одиноким пенсионерам и гражданам, отнесенным к различным социально незащищенным категориям.
С Великим праздником и мирного неба над головой нам всем!
Борис Титов.
Порывы водопровода шли один за другим
Плюс ко всему в этот же день пришлось менять задвижку на магистральном водопроводе, по которому в Абрау-Дюрсо поступает вода.
В конце апреля жители Абрау-Дюрсо негодовали. Больше всего сельчане были недовольны тем, что предупреждения о том, что будут проводиться какие-то работы на водопроводе, не было. В итоге никто не успел запастись водой.
А чтобы узнать причину отключения, пришлось писать гневные высказывания в чат администрации Абрау-Дюрсо. В итоге ближе к обеду коммунальщики сообщили, что идут ремонтные работы. Но без подробностей.
Мы поинтересовались у начальника участка Абрау-Дюрсо МУП «Водоканал» Андрея Дьякова, что же происходит? Ведь и 27, и 28, и 29 апреля жители продолжали активно жаловаться на отсутствие воды.
— С утра 27 апреля проводились работы по замене задвижки на магистральном водопроводе на входе в Абрау-Дюрсо, — пояснил руководитель. — Старая была изношена, протекала, не справлялась со своими функциями, требовалась срочная замена.
Работы шли с 9.00 и до 17.00. После этого вода пошла в систему, но следует учесть, что для заполнения емкостей тоже требуется время. Поэтому по факту жители получают воду позже, чем она начинает идти по водопроводу.
Но, к сожалению, причиной отключений воды послужили не только плановые работы. Сразу же на следующий день после замены задвижки коммунальщикам пришлось ликвидировать аж 4 аварии, которые произошли в разных концах Абрау-Дюрсо.
Причем о них Водоканалу сообщали сами жители, которые не понимали, почему в кранах воды нет, а по улицам она бежит реками.
— Жители улицы Горького жаловались, что у них не было воды. А на ул. Луначарского и Мира был очень слабый напор…
— Все эти улицы расположены на одной ветке. В этом районе сорвало гидрант. К ликвидации утечки и замене гидранта приступили ранним утром 28 апреля. Уже к полудню аварию ликвидировали.
— На пересечении ул. Новой и ул. Ленина вода бежала по ступенькам. Судя по всему, там был порыв…
— Да, там была утечка, мы ее тоже устранили.
- А потом прорвало на ул. Октябрьской, 9…
— Действительно, и там произошла авария. К 15.00 мы закончили работы на этой точке. Я понимаю, что жители села нервничают, но, поверьте, мы прикладываем все усилия, чтобы как можно быстрее ликвидировать аварийные ситуации. Бригада работала оперативно.
А наутро после нашего разговора с Андреем Дьяковым очередной порыв случился на ул. Заозерной, в районе домов 9–16. И вновь аварийная бригада выехала на место, чтобы поставить очередную латку на место утечки.
Что и говорить, такое количество аварий за два дня, это, конечно, большая нагрузка для одной бригады Водоканала. Судя по всему, произошли все эти порывы с небольшим промежутком во времени. Почему?
Ответ уже давно озвучивается головным офисом Водоканала. Причина в изношенности сетей. Абрау-Дюрсо отражает проблемы всего новороссийского водопровода. И когда количество аварийных ситуаций стало критическим, городские власти стали выделять по 200 миллионов рублей на замену ветхих сетей.
Основные работы идут в самом Новороссийске. У нас же в 2022 году МУП «Водоканал» заменит 142 метра водопровода. Работы по замене самых аварийных участков водопровода взяли на себя и ТОСы Абрау-Дюрсо — №№ 45, 45 и 47. Их финансирует Фонд развития села «Жизнь Абрау-Дюрсо».
Активисты этих общественных организаций понимают, что если самим не начать решать проблемы местного водопровода, то через несколько лет у нас будет происходить по несколько аварий в день постоянно.
— Мы хотим узнать, какие планы есть у МУП «Водоканал» на 2022 год не только по замене водопровода, но и в целом по ремонту сетей, — задают вопросы читатели газеты.
— Ведь кроме ветхих труб есть еще гидранты, насосные станции, задвижки. Какие работы запланированы в этом направлении? Мы адресовали вопросы в пресс-службу МУП «Водоканал», надеемся на оперативный ответ.
Как только он будет получен, мы расскажем об этом на страницах газеты. А пока нам нужно всем запастись терпением, да и водой на всякий случай, потому что, когда произойдет очередной порыв, предсказать невозможно. Но, к сожалению, он обязательно случится.
Лиана Гиль. Фото Натальи Плаксиной.
Скинулись по 70 тысяч на крышу
Жители дома № 9 по улице Майской в Больших Хуторах поняли, что не доживут до ремонта кровли по очереди в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов, и сами отремонтировали кровлю и подъезд.
Многие владельцы квартир в этой двухэтажке живут здесь не один десяток лет. По их подсчетам, и самому дому уже 36 лет. И за все это время ремонта здесь не было ни разу. По программе Фонда капитального ремонта МКД (многоквартирные дома) этот «старичок» стоит в очереди на 2038–2040 годы.
Это значит, ждать и собирать деньги на новую кровлю, фасад, электропроводку через отчисления в Фонд жителям нужно еще лет 20.
— Еще столько лет терпеть потопы с нашей текущей крышей мы бы не смогли, — пояснила общее решение соседей жительница дома № 9 Любовь Васильевна Зайцева. — Да и многие у нас пенсионеры уже, мы вообще можем просто не дожить до этого «светлого» времени. Пришлось нам действовать самим, скинуться и решать эту проблему.
Идею подали жильцы из соседнего подъезда, сказали, будем кровлю над своими квартирами делать, подрядчиков нашли, вот и наш подъезд тоже присоединился. Нужно сказать, что в этом доме всего 8 квартир, так что ремонт жильцам влетел в копеечку.
Как рассказала жительница дома Ольга Александровна Семенова, расчет подрядчик произвел по площади квартир. Вышло более 70, а у кого-то и больше 80 тысяч рублей.
Заодно жители первого подъезда решили сделать хотя бы небольшой косметический ремонт в подъезде. Договорились с теми же подрядчиками. И еще на свои два этажа скинулись примерно по 20 тысяч рублей.
— В сравнении с тем, что было, теперь тут у нас красота, — поделилась Ольга Александровна. — Хотя вот всего лишь грязь убрали, немного оштукатурили да покрасили потолок, стены и перила. А как было — это можно в соседнем подъезде посмотреть. Обшарпано все и грязно. Но может, соседи тоже денег накопят и сделают у себя ремонт. А кого нам ждать? Так уж выходит, что пока сам не сделаешь, никто не придет.
Большинство многоквартирных домов в Абрау-Дюрсо и Больших Хуторах находится в ведении управляющей компании «Атмосфера». В таких домах за порядком следит УК и делает текущий ремонт в подъездах на собранные по данной статье с жильцов средства. Правда, собираются они из-за низкого тарифа очень долго.
Но так как дом № 9 на Майской не входит в ведение управляющей компании, а находится на самоуправлении, то сами жильцы должны его обслуживать и делать все ремонты.
В случае с таким, как этот дом, где мало квартир, это даже выгоднее. С отсутствием УК исчезает статья расходов на содержание штата компании, жильцы решают сами, что и когда им нужно сделать, а еще могут сами выбрать и нанять подрядчика, который предложит лучшее качество и адекватную цену.
В таких «мини-этажках», как в своих частных домах, лучше делать все самим, по-хозяйски. Но главное условие должно соблюдаться — все собственники квартир должны быть инициативными и слаженно принимать решения.
Марина Пушкарева. Фото Натальи Плаксиной.
Лебедь поселился у моста
Читатели газеты переживают за красивую птицу, считая, что ее надо переселить на другую часть озера подальше от людских глаз.
Мы уже рассказывали о том, что у нас на озере живет лебедь, на которого напал шакал и сильно подрал крыло. Но птице удалось вырваться из зубов хищника и сбежать.
Его заметил один из сотрудников охранного подразделения ЗАО «Абрау-Дюрсо» Александр Фарафонов. Ему удалось поймать ослабевшую птицу и вылечить. Правда, крыло спасти не удалось. Именно по этой причине одинокий лебедь не улетает, как его собратья, а живет у нас на озере круглый год.
В этом году он неожиданно поселился неподалеку от моста на ул. Октябрьской. Понятно, что привлекает его тихая заводь, камыши, да и вода из речки идет теплее, чем в самом озере.
Тут много маленькой рыбки, которую легко ловить на мелководье. А близость людей и шум от машин, проезжающих по дороге, лебедя, судя по всему, особо не волнуют.
Он выходит на берег пощипать свежую зеленую травку, а потом спокойно плавает по водной глади. Некоторые жители села с беспокойством наблюдают за красавцем. Ведь тут бегают собаки, которые легко могут на него напасть. Да и хулиганы в селе есть.
Вопрос от читателей мы адресовали Александру Фарафонову. Он, как никто другой, знает своего питомца, ведь зимой он кормит лебедя.
— Если лебедь сам не захочет переселиться, то никто его не заставит, — пояснил он. — Это вольная птица, живет там, где ей нравится. Зимой лебедь обитает на другом берегу Абрау, я его кормлю, как и уток, живущих там же. А вот летом он уплывает в другие места.
Конечно, в этом году он выбрал с точки зрения безопасности не очень хорошее место. Но, надеюсь, что жители и гости Абрау-Дюрсо будут относиться к нему с добротой и любовью.
Лиана Гиль. Фото Натальи Плаксиной.
Нужно защищать чистоту языка!
«Не так давно мне удалось побывать на лекции нашей землячки, удивительного лингвиста Ирины Воскресенской. Не ожидала, что это будет так познавательно и поучительно. Я уже давно говорю о том, что нужно избегать употребления в русском языке англицизмов.
Понятно, что полностью избавиться от них не получится, ведь любой язык подвижен и впитывает в себя веяния времени. Но вот употреблять их в разумных пределах, бережно сохраняя нашу речь, можно. И эти же мысли озвучила на лекции Ирина Воскресенская.
Но ее подход был строго научен, при этом исследования, которые она сама провела, говорят о том, что сейчас в Новороссийске идет неоправданное засилье англицизмов. В частности, была взята тема вывесок и витрин города. Интереснейшие выводы!
Пересказывать ее выступление нет смысла, ведь только живое общение лектора и аудитории создает ту неповторимую энергетику, которая находит отголоски внутри каждого слушающего. Поэтому обращаюсь к администрации нашего села с просьбой организовать лекцию Ирины Воскресенской у нас в Абрау-Дюрсо. Она будет полезна и взрослым, и детям.
Поверьте, материал подан легко и доступно. Несомненно, польза от такого мероприятия будет для всех. Надеюсь, мое обращение будет услышано».
Жанна Мингилевич.
Штурмовик Ил-2 лежит на дне моря в Дюрсо
Самолет, сбитый в сентябре 1943 года, нашли на глубине 12 метров.
Искал штурмовик два года
О том, что под Новороссийском сбили самолет, действующему военному летчику Владимиру (разглашать фамилию мы не имеем права) рассказали местные жители.
Он частенько приезжает сюда на дайвинг, которым увлекается уже долгое время. Во время боя очевидцы видели, как самолет пошел ко дну. Эта история передавалась из уст в уста, да так и дошла до нашего времени. Новороссийцы показывали примерный район падения боевой машины. Этот район летчик исследовал два года.
Разбил участок на небольшие квадраты и тщательно осматривал морское дно. И упорство было вознаграждено. В 2020 году штурмовик был найден.
При детальном осмотре стало понятно, что самостоятельно произвести подводные работы практически невозможно. Самолет был перевернут, двигатель находился в грунте. А узнать, что это за самолет, к какой части был приписан, когда улетел и не вернулся и, самое главное, кто был за штурвалом, в данном случае можно только по номерам двигателя. Пришлось обратиться за помощью к профессиональным водолазам.
— Мы выехали на место и осмотрели самолет, — рассказывает руководитель Центра морских исследований Русского географического общества и водолаз-специалист Роман Айвазов. — Большая часть корпуса была занесена илом, поэтому пришлось немало поработать, чтобы откопать штурмовик и увидеть номер двигателя.
Кстати, эти работы проводили зимой, пока море было спокойным. Температура воды — плюс 8, на улице — 2 градуса тепла. Но водолазам Вячеславу Коршунову, Борису Браткову, Роману Смирнову проделать эту работу позволила профессиональная экипировка — гидрокостюмы не пропускают воду к телу. Баллон с воздухом за спину, на пояс — свинцовый груз, на ноги — ласты, на голову — видеокамеру. Экипировка весит в общей сложности около 20 кг. В воде, конечно, этот вес почти не ощущается.
В ход пошло грунторазмывочное оборудование, эжекторы, помпы. Приходилось работать лопатой и руками: изначально самолет был завален камнями, которые приходилось растаскивать вручную.
Сложность была и в том, что самолет перевернут, а нужный номер расположен сверху на двигателе. Чтобы откопать двигатель и увидеть его номер, пришлось выходить в море на катере несколько раз.
Хотелось бы отметить, что все работы, а они дорогостоящие, водолазы провели за свой счет. Спонсоров у энтузиастов нет, но вся команда считает, что восстановить историю этого самолета — их долг и дело чести.
Да и найти самолет целиком — большая удача, так как при падении и ударе о воду он разбивается. А тут даже штормы несильно повлияли на Ил‑2 — корпус хорошо сохранился.
Стал Героем Советского Союза
И тут на помощь пришли два специалиста из поискового отряда «Кубанский плацдарм» — Сергей Соловьев и Евгений Порфирьев. Они предложили свою помощь сразу, как только прочитали в Интернете о том, что энтузиасты пытаются приоткрыть завесу истории и узнать, что же за самолет покоится на дне моря.
Вот так группе энтузиастов и удалось узнать, что в самолете в тот день были пилот Николай Пысин и стрелок экипажа Яков Приймак.
Как рассказывает нам страница в «Википедии», Николай Пысин на фронтах Великой Отечественной войны в звании лейтенанта был с августа 1943 года. Командовал звеном 1‑й эскадрильи 8‑го гвардейского штурмового авиационного полка 11‑й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота.
Боевое крещение принял в битве за Кавказ в небе над Кубанью. 20 сентября 1943 года совершил 19 боевых вылетов, в том числе 6 ночных. Они были направлены на уничтожение плавсредств противника в Керченском проливе и портах Таманского полуострова, на штурмовку укрепленных позиций на линии обороны «Готенкопф» и переднего края на подступах к Новороссийску и Анапе.
Летчик дважды терял в боях свой штурмовик. Первый раз при атаке на порт Темрюк его Ил‑2 был подбит зенитной артиллерией неприятеля. Николай Васильевич с трудом посадил самолет на воду недалеко от берега и до темноты прятался в плавнях.
Ночью по болотам он вышел на линию фронта. Здесь обессилевшего летчика подобрали советские пехотинцы, которые доставили его в санчасть. На следующий день Николай Васильевич уже вновь был за штурвалом самолета.
Второй раз это произошло во время боев за Новороссийск. В одном из них штурмовик Пысина вновь был сбит, и Николаю Васильевичу пришлось прыгать с парашютом, но, едва вернувшись в часть, он вновь вылетел на боевое задание. Скорее всего, именно этот самолет и лежит в окрестностях Новороссийска.
В этом бою погиб стрелок экипажа — младший сержант Яков Андреевич Приймак. Ему было всего 23 года. Считался до этого времени пропавшим без вести. Благодаря нашим энтузиастам пробел в истории ликвидирован. И теперь память о героях войны увековечена.
А Николай Пысин продолжил воевать. Один из самых памятных вылетов Николай Васильевич совершил 30 апреля 1944 года. По сведениям разведки, в этот день под прикрытием тумана из Казачьей бухты вышел большой караван десантных барж с войсками.
Несколько групп штурмовиков были направлены на его уничтожение, но из-за плохой погоды и низкой облачности только группе Пысина удалось выйти на цель. В результате атаки четверки Пысина прямым попаданием была уничтожена одна баржа, и еще два плавсредства получили серьезные повреждения.
На счету командира было немало громких побед. Всего к 29 апреля 1944 года 2‑я эскадрилья Пысина произвела 254 боевых вылета, в ходе которых было уничтожено 5 быстроходных десантных барж, 2 торпедных катера, 4 танка, 12 автомашин с пехотой и грузами, 8 полевых орудий и до 600 вражеских солдат и офицеров.
В итоге в 1944 году гвардии старший лейтенант Пысин был представлен к званию Героя Советского Союза.
В феврале 45‑го самолет летчика был сбит в районе станции Падоне. Пысин пытался совершить вынужденную посадку, но от жесткого удара о землю сдетонировали авиабомбы, и его выбросило из самолета.
Сильно контуженого летчика подобрали немецкие солдаты. Единственное, что успел сделать Николай Васильевич до пленения, — это оторвать Звезду Героя от плашки и сунуть ее в рот. Два с небольшим месяца Пысин находился в плену и все это время прятал награду в ротовой полости.
После окончания Великой Отечественной войны Николай Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас уволился в звании подполковника.
Жил в Москве. Работал в гражданском воздушном флоте во Внуково. Летал на самолетах Ил‑14, Ил‑18 и Ту‑114. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года. Похоронен на Донском кладбище столицы.
Первый подводный мемориал
Ранним утром 7 мая 2020 года водолазы Новороссийского подводно-технического отряда загружали на небольшой катер «Черномор» снаряжение. День выдался спокойным, хоть и пасмурным. До места, где затонул самолет, ходу 3 часа.
К команде водолазов присоединился и летчик Владимир, давший импульс развитию этой истории. Он заказал мемориальную табличку, которую водолазы решили установить на самолет. На табличке указан номер самолета, дата выпуска, краткая история и имена Николая Пысина и Якова Приймака.
«Вечная память героям-авиаторам Великой Отечественной войны» — высечено большими буквами на памятном знаке.
— Сегодня мы ставим финальную точку в этой истории, — поясняет летчик по дороге к заданной точке на морской карте. — Когда я нашел самолет, то и предположить не мог, что свою помощь предложат ребята из водолазного отряда, что с выяснением информации помогут поисковики, — эта история привлекла неравнодушных людей, объединила нас. И в итоге совместных усилий мы пришли к сегодняшнему результату.
Всех людей, собравшихся в тот день на катере, объединяет одно очень важное, на мой взгляд, качество. Они хотят знать свою историю и бережно относятся к ее сохранению. Все это делается без пафоса и афиширования, за свой счет. Просто потому, что есть четкое понятие, что они обязаны нашим дедам миром над головой. И это их вклад в сохранение памяти о народном подвиге.
Для кого-то это банальные слова, которые мы слышим на памятные даты, а для них—дело чести и жизни. Вот так появился первый официальный подводный мемориал в Новороссийске. Обычно мемориальные таблички устанавливают на затонувшие корабли или подводные лодки. Впервые она появилась на самолете.
В Черном море затонувших боевых летающих машин немало. Какие-то уже подняты на поверхность и отреставрированы, какие-то навечно остались лежать под толщей воды.
Наш Ил‑2, к сожалению, поднимать и делать музейным экспонатом не будут. Не нашлись заинтересованные люди, готовые профинансировать эти дорогостоящие работы. Но в любом случае подводный мемориал смогут посетить дайверы, которых в Новороссийске в курортный сезон появляется немало. Каждый проплывающий мимо сможет узнать, что за самолет лежит на дне, кто на нем летал.
— Еще одно белое пятно на карте истории исчезло, — заключает летчик Владимир. — Младший сержант Яков Приймак считался без вести пропавшим, теперь мы знаем место его гибели. Усилия не прошли даром.
Лиана Гиль. Фото Ольги Жук, «Новороссийский рабочий».
Вписать новые имена
На плитах памятника, посвященного воинам и жителям нашего села, погибшим здесь во время Великой Отечественной войны, выбиты десятки имен. Известный краевед и учитель истории школы № 30 Роман Талдыкин нашел свидетельства еще о нескольких бойцах Красной армии, оставшихся навсегда в земле Абрау-Дюрсо, имен которых пока на нашем памятнике нет.
Освобождение Абрау-Дюрсо После успешного начала операции по освобождению Новороссийска в сентябре 1943 года отдельные воинские подразделения с Малой Земли продвинулись и к Абрау-Дюрсо.
107‑я отдельная стрелковая бригада под командованием полковника Косоногова Л. В. и 81‑я бригада морской пехоты 15 сентября вышли на шоссе Новороссийск — Абрау-Дюрсо, восточнее Глебовки. Здесь наши бойцы встретили активное сопротивление немцев.
Но на следующий день все же взяли Глебовку, а затем и Южную Озереевку. Враг отошел к Абрау-Дюрсо. Бои завязались сначала за перевалы, где противник сосредоточил свои главные линии обороны.
В ночь на 17 сентября прибыла наша артиллерия. Благодаря мощной огневой поддержке бойцы Красной армии смогли провести успешный бой и отбросить врага к озеру. «Спустились вниз, в поселок. Перед глазами предстали страшные разрушения. На заводе — никаких признаков жизни. Но с появлением советских бойцов стали собираться люди, несмотря на то, что гитлеровцы все еще обстреливали поселок…
Сражение уходило на запад. От Абрау-Дюрсо бригада совершила бросок ко второму отделению совхоза», — так писал в своей книге начальник политотдела 107‑й бригады В. В. Кабанов. Вписали 5 новых фамилий Факты, воспоминания участников тех событий, мемуары и архивные документы вот уже много лет собирает и исследует краевед, учитель истории, руководитель музея «Патриот» школы № 30 Роман Талдыкин.
Работая над одним из своих исследований по истории нашего села во время войны, Роман Валерьевич нашел в Центральном архиве Министерства обороны РФ имена бойцов, погибших во время освобождения Абрау-Дюрсо и во время разминирования села в 1944 году.
В его списке значатся 9 фамилий. Четверых из них мы нашли на новой, поставленной отдельно, мемориальной плите на памятнике на Горке. Вот, например, Дустар Бахман Эксанулаевич, уроженец города Баку, был командиром взвода 115‑го военно-строительного отряда. Погиб в Абрау-Дюрсо 10 марта 1944 года, подорвавшись на мине. Его фамилию мы прочитаем на сером мраморе памятника.
А вот Милентий Николаевич Письмянный, тоже минер, погибший здесь же, в Абрау-Дюрсо, четырьмя днями позже, пока записан только в архиве, как и минер Владимир Акимович Пуляев.
Мы также не нашли на плитах памятника имен красноармейца Телемана Аржаговича Бадальяна, красноармейца Аблекуля Носимова, красноармейца Погоса Казанджана.
Все они согласно официальным архивным данным погибли в Абрау-Дюрсо и были похоронены в совхозе или в ближайших окрестностях. С одной стороны, это выглядит несправедливым, но есть тому и логичное объяснение.
Как рассказал Роман Валерьевич, имена многих бойцов мы узнаем только спустя многие годы и десятилетия после их гибели. Кого-то находят поисковики, опознают останки, о других бойцах и о том, что они погибли у нас, мы узнаем из архивных записей.
Ежегодно такими новыми списками пополняется капсула памяти на мемориале на Малой Земле. Число погибших в боях за Новороссийск с 7 тысяч, как было подсчитано в начале, выросло уже до 12. Старый облик был красивее Сам памятник погибшим воинам в Абрау-Дюрсо — это не просто мемориал, а братская могила.
Здесь похоронены не только наши защитники, но и расстрелянные гитлеровцами местные жители, партизаны. Здесь в 60‑е годы проводились перезахоронения найденных останков наших бойцов, погибших на перевалах Абрау-Дюрсо.
В советское время памятник на Горке выглядел совсем иначе. В центре возвышалась скульптура воина с автоматом, вокруг — красивая каменная ограда с гирляндами цветов. Автором этого памятника был известный скульптор Николай Кириллович Божененко, участвовавший в боях за Новороссийск.
Но пострадавшую от времени и рук вандалов скульптурную композицию убрали, а на этом месте была возведена современная каменная стела и мемориальные плиты с именами. Те жители села, кто застал памятник еще в прежнем виде, говорят, что все же со скульптурой было лучше. Это был художественный образ, который вызывал особенные чувства.
А кто-то считает, что мемориальные плиты с именами необходимы для напоминания нам, потомкам, о том, сколько жизней пришлось отдать за Великую Победу, даже в отдельно взятом небольшом селе. Вероятно, в будущие годы еще будут открыты новые имена бойцов, сражавшихся за свободу нашего села и погибших здесь.
Сегодня, как сообщил Роман Талдыкин, он ведет исследовательскую работу по установлению имен и судеб жителей Абрау-Дюрсо, прошедших долгую дорогу войны, и судеб тех, кто не дожил до Победы.
Но о тех, чьи имена уже известны, должны знать все. Нельзя эту страшную правду о числе погибших в этой бесчеловечной войне предать забвению.
Марина Пушкарева. Фото Натальи Плаксиной.
06 мая 2022