Этикеткология «Абрау-Дюрсо» – почти наука!

Необычное исследование провели в Новороссийском историческом музее-заповеднике – здесь проследили историю этикетки продукции под маркой «Абрау-Дюрсо» с начала прошлого века

Champagne и «Шампанское»

  – К созданию этикеток в «Абрау-Дюрсо» всегда относились очень серьёзно, начиная со времён удельного имения, – делится с «НР» автор научной работы, сотрудник НИМЗ Лидия Рыбина. – В те годы дизайн наклеек на бутылки разрабатывали собственными силами. В городском архиве, к примеру, есть эскиз первой этикетки с пометкой помощника главного шампаниста хозяйства Цветкова.

В нашем музее довольно большая коллекция этих «визитных карточек» продукции известного бренда – более 400. Но, конечно, это не все этикетки, что украшали бутылки с игристыми и тихими винами «Абрау-Дюрсо» за его долгую историю.

 Один из самых первых и ценных экспонатов – оригинал начала ХХ века. Уже тогда шампанское  небольшими партиями отправляли в США и Англию. Специально для зарубежного потребителя была разработана этикетка на английском языке. На ней в отличие от бутылок, продававшихся в России, присутствовало слово Champagne. Русский же вариант этикетки содержал только указание типа вина, название производителя – «Удельное ведомство» и самого хозяйства – «Абрау-Дюрсо».

  В 30-е годы, когда шампанское в СССР было объявлено признаком материального благополучия и зажиточности простого советского человека, появилась новая марка вина – «Советское шампанское». Появилась и этикетка с хорошо знакомым всем названием.

Бутылка тоже должна быть модной!

 Как формировалась мода на винные этикетки «Абрау-Дюрсо»? Как создавались шедевры винного дизайна? Такого исследования, подсказали мне историки, к сожалению, пока нет.

  – Есть довольно устоявшаяся традиция, – делится Лидия Николаевна Рыбина.– Чем дороже вино, тем строже должна быть этикетка. Пёстрые и броские присущи не очень дорогим винам. Солидные напитки чаще всего попадают на прилавки с чёрными этикетками.

Есть и другие устоявшиеся правила, от которых отталкиваются дизайнеры, приступая к оформлению бутылок. Научно доказано, что в этикетке для «женского» товара стоит использовать сочные, яркие цвета, переливающиеся и блестящие материалы, придумывать эмоциональный сюжет или фразу. Для «мужского» лучше отдать предпочтение строгому классическому стилю и развёрнутому описанию товара. Опытным путём пришли к тому, к примеру, что на бутылке шампанского оптимальна этикетка размером 120х82 мм.

Вид наклеек может многое сказать и об общем состоянии экономики страны и конкретного производителя. Достаточно неприглядно и даже аляповато, рассказывает Лидия Николаевна, выглядели этикетки «Абрау-Дюрсо» в 90-х годах прошлого века. Это вполне объяснимо – стране было далеко до стабильности и респектабельности, на заводе директоров меняли как перчатки. Одно время легендарный бренд «Абрау-Дюрсо» просто выставляли на продажу, тут уж не до оформительских изысков.

В новой истории «Абрау-Дюрсо», которая связана с командой Бориса Юрьевича Титова, уважительное отношение к этикетке, как визитной карточке продукта, вернулось. Над оформлением работают ведущие дизайнеры страны и известные художники. Это привлекает не только поклонников напитка, но и собирателей. Этикетки, контрэтикетки и кольеретки (на горлышке бутылки) – это предмет коллекционирования. У этого увлечения красивое название – винографолия.

Так, в конце первого десятилетия XXI века этикетка игристого стала ромбовидной формы. Это кроме эстетической задачи, рассказала хранитель архивов ГК «Абрау-Дюрсо» Елена Петрова, позволило обезопасить марку от подделок и выгодно выделило её на общей магазинной полке.

 С 2015 года над дизайном этикеток для продукции компании работают признанные мастера. В тот год автором дизайна для коллекционного вина стал народный художник России – Борис Мессерер. С тех пор ежегодно в оформлении серии принимают участие мэтры с мировой известностью: Павел Пепперштейн, Евгения Миро, Эрик Булатов, Наталья Нестерова.

Лимитированную коллекцию 2021 года украсила авторская этикетка, которую разработал создатель одних из самых провокационных инсталляций и перфомансов, художник и дизайнер Андрей Бартенев.

Чья улыбка на «Улыбке»?

 Сразу после войны начались работы по восстановлению разрушенного фашистами хозяйства и реконструкция завода. В середине 1950-х годов винтрест «Рос-главвино» и винкомбинат «Абрау-Дюрсо» были объединены в трест шампанских вин «Абрау-Дюрсо». Объединение включало в себя 22 винсовхоза и 29 винзаводов, разбросанных на огромной территории от Сочи до Тамани. И в этот период под брендом «Абрау-Дюрсо» выпускали самые разные вина, в том числе и знаменитую «Улыбку», этикетка которой памятна новороссийцам старшего поколения.

Белокурая девушка, изображённая на этикетке, – это Евгения Михайловна Белоусова.  Её биография – готовый киносценарий. Детство Евгении Белоусовой было вполне обычным, советским. Школа, балетная студия, хор районного Дома культуры. Через несколько лет её звонкий голосок зазвучал на записи пластинки песен Исаака Дунаевского: школьница солировала в песнях «Эх, хорошо в стране советской жить» и «Белеет парус одинокий». В начале войны семья Жени попала в оккупацию. Девушка стала связной партизанской бригады. Попала в плен к фашистам. Ей помог бежать влюбившийся в неё солдат. Она смогла вернуться в Ленинград, но в 1945 году по доносу её арестовали как «шпионку». Приговор трибунала НКВД от 13 декабря 1945 года: десять лет строгого режима.

 После освобождения подарком судьбы стала встреча с директором Краснодарского театра музкомедии. Он уговорил Белоусову быстро: «Деточка, ты море видела? Оно у нас рядышком, ещё помидоры по три копейки. А с КГБ я договорюсь, ты только помалкивай». Белоусову приняли и город, и зрители: все главные события на музыкальной сцене были связаны с её именем.  

 Когда в 1961 г. в «Абрау-Дюрсо» создали новый сорт марочного вина золотисто-соломенного цвета, кто-то предложил название «Улыбка блондинки». Председатель Совнархоза Краснодарского края Николай Байбаков и первый секретарь крайкома Дмитрий Полянский (оба – страстные любители оперетты и друзья Евгении Белоусовой) решили: пусть будет просто «Улыбка». С рисованным портретом примы Женечки на этикетке. Краснодарский художник Иван Вайкин по фотографии Белоусовой создал эскиз: профиль прелестной блондинки на тёмном фоне в обрамлении зелёных (впоследствии – золотых) листьев.

Пейте на здоровье, господа-товарищи!

В конце 1960-х годов на предприятии разработали марку шампанского Nazdorovya, которое поставлялось в Канаду, Бразилию, Мексику, Италию, Бельгию, страны Восточной Европы. На американском рынке его поставщиком выступила компания PepsiCo. Её управляющий Д. Кендалл известен как один из наиболее последовательных сторонников развития отношений США с Россией. В 1959 году он сопровождал вице-президента Ричарда Никсона на американской выставке в Москве, где угостил «Пепси-Колой» Никиту Сергеевича Хрущёва. В 1971 году он вновь посетил СССР. По итогам личных переговоров с председателем Совета Министров Алексеем Николаевичем Косыгиным была достигнута договорённость  о поставках  продукции  PepsiCo  в Советский  Союз. В 1972  году  было  подписано  соглашение с правительством СССР о товарообмене, по которому «Пепси-Кола» стала первым западным продуктом, поступившим в официальную продажу в СССР, а PepsiCo получила  эксклюзивные  права  на импорт и распространение водки «Столичная» и шампанского Nazdorovya.

Вплоть до 80-х в хозяйстве выпускались и особые партии и марки вин, часто их разрабатывали и производили специально для экспорта. Поскольку название «шампанское» (champagne) было защищено законом как название игристого вина, произведённого в одноименной области Франции и удовлетворяющего установленным для такого вина стандартам, «Советское шампанское», идущее на экспорт, стало называться «Советское игристое».

Еще из истории села