Необычное исследование провели в
Новороссийском историческом музее-заповеднике – здесь проследили историю
этикетки продукции под маркой «Абрау-Дюрсо» с начала прошлого века
Champagne и «Шампанское»
– К
созданию этикеток в «Абрау-Дюрсо» всегда относились очень серьёзно, начиная со
времён удельного имения, – делится с «НР» автор научной работы, сотрудник НИМЗ
Лидия Рыбина. – В те годы дизайн наклеек на бутылки разрабатывали собственными
силами. В городском архиве, к примеру, есть эскиз первой этикетки с пометкой
помощника главного шампаниста хозяйства Цветкова.
В нашем музее довольно большая коллекция этих
«визитных карточек» продукции известного бренда – более 400. Но, конечно, это
не все этикетки, что украшали бутылки с игристыми и тихими винами «Абрау-Дюрсо»
за его долгую историю.
Один
из самых первых и ценных экспонатов – оригинал начала ХХ века. Уже тогда
шампанское небольшими партиями
отправляли в США и Англию. Специально для зарубежного потребителя была
разработана этикетка на английском языке. На ней в отличие от бутылок,
продававшихся в России, присутствовало слово Champagne. Русский же вариант
этикетки содержал только указание типа вина, название производителя – «Удельное
ведомство» и самого хозяйства – «Абрау-Дюрсо».
В
30-е годы, когда шампанское в СССР было объявлено признаком материального
благополучия и зажиточности простого советского человека, появилась новая марка
вина – «Советское шампанское». Появилась и этикетка с хорошо знакомым всем
названием.
Бутылка тоже должна быть модной!
Как формировалась
мода на винные этикетки «Абрау-Дюрсо»? Как создавались шедевры винного дизайна?
Такого исследования, подсказали мне историки, к сожалению, пока нет.
–
Есть довольно устоявшаяся традиция, – делится Лидия Николаевна Рыбина.– Чем
дороже вино, тем строже должна быть этикетка. Пёстрые и броские присущи не
очень дорогим винам. Солидные напитки чаще всего попадают на прилавки с чёрными
этикетками.
Есть и другие устоявшиеся правила, от которых
отталкиваются дизайнеры, приступая к оформлению бутылок. Научно доказано, что в
этикетке для «женского» товара стоит использовать сочные, яркие цвета,
переливающиеся и блестящие материалы, придумывать эмоциональный сюжет или
фразу. Для «мужского» лучше отдать предпочтение строгому классическому стилю и
развёрнутому описанию товара. Опытным путём пришли к тому, к примеру, что на
бутылке шампанского оптимальна этикетка размером 120х82 мм.
Вид наклеек может многое сказать и об общем
состоянии экономики страны и конкретного производителя. Достаточно неприглядно
и даже аляповато, рассказывает Лидия Николаевна, выглядели этикетки
«Абрау-Дюрсо» в 90-х годах прошлого века. Это вполне объяснимо – стране было
далеко до стабильности и респектабельности, на заводе директоров меняли как
перчатки. Одно время легендарный бренд «Абрау-Дюрсо» просто выставляли на
продажу, тут уж не до оформительских изысков.
В новой истории «Абрау-Дюрсо», которая
связана с командой Бориса Юрьевича Титова, уважительное отношение к этикетке,
как визитной карточке продукта, вернулось. Над оформлением работают ведущие
дизайнеры страны и известные художники. Это привлекает не только поклонников
напитка, но и собирателей. Этикетки, контрэтикетки и кольеретки (на горлышке
бутылки) – это предмет коллекционирования. У этого увлечения красивое название
– винографолия.
Так, в конце первого десятилетия XXI века
этикетка игристого стала ромбовидной формы. Это кроме эстетической задачи,
рассказала хранитель архивов ГК «Абрау-Дюрсо» Елена Петрова, позволило
обезопасить марку от подделок и выгодно выделило её на общей магазинной полке.
С 2015
года над дизайном этикеток для продукции компании работают признанные мастера.
В тот год автором дизайна для коллекционного вина стал народный художник России
– Борис Мессерер. С тех пор ежегодно в оформлении серии принимают участие мэтры
с мировой известностью: Павел Пепперштейн, Евгения Миро, Эрик Булатов, Наталья
Нестерова.
Лимитированную коллекцию 2021 года украсила
авторская этикетка, которую разработал создатель одних из самых провокационных
инсталляций и перфомансов, художник и дизайнер Андрей Бартенев.
Чья улыбка на «Улыбке»?
Сразу
после войны начались работы по восстановлению разрушенного фашистами хозяйства
и реконструкция завода. В середине 1950-х годов винтрест «Рос-главвино» и
винкомбинат «Абрау-Дюрсо» были объединены в трест шампанских вин «Абрау-Дюрсо».
Объединение включало в себя 22 винсовхоза и 29 винзаводов, разбросанных на
огромной территории от Сочи до Тамани. И в этот период под брендом
«Абрау-Дюрсо» выпускали самые разные вина, в том числе и знаменитую «Улыбку»,
этикетка которой памятна новороссийцам старшего поколения.
Белокурая девушка, изображённая на этикетке,
– это Евгения Михайловна Белоусова. Её
биография – готовый киносценарий. Детство Евгении Белоусовой было вполне
обычным, советским. Школа, балетная студия, хор районного Дома культуры. Через
несколько лет её звонкий голосок зазвучал на записи пластинки песен Исаака
Дунаевского: школьница солировала в песнях «Эх, хорошо в стране советской жить»
и «Белеет парус одинокий». В начале войны семья Жени попала в оккупацию.
Девушка стала связной партизанской бригады. Попала в плен к фашистам. Ей помог
бежать влюбившийся в неё солдат. Она смогла вернуться в Ленинград, но в 1945
году по доносу её арестовали как «шпионку». Приговор трибунала НКВД от 13
декабря 1945 года: десять лет строгого режима.
После
освобождения подарком судьбы стала встреча с директором Краснодарского театра
музкомедии. Он уговорил Белоусову быстро: «Деточка, ты море видела? Оно у нас
рядышком, ещё помидоры по три копейки. А с КГБ я договорюсь, ты только
помалкивай». Белоусову приняли и город, и зрители: все главные события на
музыкальной сцене были связаны с её именем.
Когда
в 1961 г. в «Абрау-Дюрсо» создали новый сорт марочного вина
золотисто-соломенного цвета, кто-то предложил название «Улыбка блондинки».
Председатель Совнархоза Краснодарского края Николай Байбаков и первый секретарь
крайкома Дмитрий Полянский (оба – страстные любители оперетты и друзья Евгении
Белоусовой) решили: пусть будет просто «Улыбка». С рисованным портретом примы
Женечки на этикетке. Краснодарский художник Иван Вайкин по фотографии
Белоусовой создал эскиз: профиль прелестной блондинки на тёмном фоне в
обрамлении зелёных (впоследствии – золотых) листьев.
Пейте на здоровье, господа-товарищи!
В конце 1960-х годов на предприятии
разработали марку шампанского Nazdorovya, которое поставлялось в Канаду,
Бразилию, Мексику, Италию, Бельгию, страны Восточной Европы. На американском
рынке его поставщиком выступила компания PepsiCo. Её управляющий Д. Кендалл
известен как один из наиболее последовательных сторонников развития отношений
США с Россией. В 1959 году он сопровождал вице-президента Ричарда Никсона на
американской выставке в Москве, где угостил «Пепси-Колой» Никиту Сергеевича
Хрущёва. В 1971 году он вновь посетил СССР. По итогам личных переговоров с
председателем Совета Министров Алексеем Николаевичем Косыгиным была достигнута
договорённость о поставках продукции
PepsiCo в Советский Союз. В 1972
году было подписано
соглашение с правительством СССР о товарообмене, по которому
«Пепси-Кола» стала первым западным продуктом, поступившим в официальную продажу
в СССР, а PepsiCo получила
эксклюзивные права на импорт и распространение водки «Столичная»
и шампанского Nazdorovya.
Вплоть до 80-х в хозяйстве выпускались и
особые партии и марки вин, часто их разрабатывали и производили специально для
экспорта. Поскольку название «шампанское» (champagne) было защищено законом как
название игристого вина, произведённого в одноименной области Франции и
удовлетворяющего установленным для такого вина стандартам, «Советское
шампанское», идущее на экспорт, стало называться «Советское игристое».